Покупка подержанных японцев снова входит в моду. На вторичном рынке Японии продаются машины в отличном состоянии и с крошечным пробегом, но главная причина, конечно, в огромных ценах на российском рынке. Сделали пошаговое руководство, которое позволит купить надежную японскую машину по цене на 20-30% ниже рынка.

Этап 1. Выбор способа покупки
Сразу плохие новости: без посредника не обойтись в любом случае. Если у вас нет знакомых в Японии, которые готовы помочь с доставкой автомобиля в порт и знакомых во Владивостоке, готовых принять машину в порту и организовать доставку и растаможку.
Компании по привозу авто из Японии снимают множество проблем, включая регистрацию на аукционах, перевод аукционных листов, торги и доставку. Однако их услуги обходятся недешево. Стоимость работы посредника рассчитывается в процентах от цены машины, но обычно не может быть ниже 50 000. Чаще всего придется отдать посреднику сумму между 50 и 200 тысячами рублей, но, с учетом цен на российском рынке, это все еще выгодно.
В покупке уже привезенной из Японии машины тоже больше минусов, чем плюсов. Такие автомобили часто со скрученным пробегом, крашенным кузовом и прочими сюрпризами. Самый надежный вариант – найти хорошую фирму-посредника, заключить с ней договор и выбрать авто самостоятельно.
Аукционных домов множество, самые крупные из них, на которых покупается большинство машин для ввоза в Россию: USS, TAA, JU и HAA. У всех аукционов своя специфика, раньше мы даже делали рейтинг японских аукционов. Здесь расскажем подробно о крупнейших площадках:
- USS. Крупнейший аукцион с огромным выбором автомобилей, продающих более 50 000 лотов еженедельно. Здесь можно найти любую машину по выгодной цене, если готовы просмотреть ради этого несколько тысяч лотов.
- TAA и JU. Эти аукционы заточены под на массовый рынок. На них продают в основном автомобили среднего класса и коммерческий транспорт.
- HAA. Площадка поменьше, на которой продают как бюджетные модели с пробегом, так и премиальные автомобили, часто в идеальном состоянии.
Есть и другие аукционы, но большинство россиян покупает машины именно на этих четырех. Другие площадки в основном ориентируются на какой-то один вид машин. Например, ARAI, заточен на редкие и коллекционные модели, а на аукционе NAA продаются автомобили после лизинга и корпоративного использования. Списки аукционов и их расшифровки можно найти на специализированных сайтах аукционных агрегаторов.
Этап 2. Как зарегистрироваться и получить доступ к аукционам?
Просто так зайти «с улицы» и купить машину на аукционе не получится. Для участия в торгах необходимо соответствовать требованиям аукционного дома. На большинстве площадок физические лица торговать не могут, доступ к ним получают через посредников.
Существуют агрегаторы аукционов, такие как CarPrice, Jpauction, Auto-Direct, которые предоставляют доступ к торгам без необходимости заводить личный аккаунт в японской системе. Это упрощает процесс, но придется оплатить комиссию. Аукционные агрегаторы дают доступ к торгам без прямой регистрации, используя их интерфейс для поиска и ставок.
Самый простой вариант, не требующий вообще никакого участия покупателя – найти дилера и поручить ему выбор и покупку авто. Дилера лучше выбирать тщательно, ведь они всегда берут залог от 50 000 до 200 000 рублей, который используется для оплаты выигранных лотов.
Этап 3. Как читать аукционный лист?
Аукционные листы – это официальные документы, в которых указаны подробные данные об автомобиле, выставленном на японский аукцион. В них содержится вся подноготная: год выпуска, пробег, состояние кузова и салона, технических неисправностей и общая оценка автомобиля.
Аукционные листы японских аукционов никогда не врут. По ним можно точно определить состояние машины и быть уверенным, что придет именно то, что обещали. Конечно, все аукционные листы на японском. Переводами занимаются сайты-посредники, а если покупаете машину самостоятельно, то поручите перевод искусственному интеллекту.
Для простоты отбора машин из тысяч лотов в каждом листе выставляют общую оценку кузова, салона и общую оценку машины. Общие оценки такие:
- R – восстановленная машина после дтп;
- 3.5 – удовлетворительное состояние;
- 4 – хорошее;
- 5 – отличное.
Есть отдельная шестая категория, ей обозначаются беспробежные БУ автомобили, вроде выставочных образцов автосалонов. Оценка салона обычно обозначается буквами A, B, C. Тут все просто: А – отлично, В – средне, С – плохо. Для понимания состояния кузова используются схемы, на которых обозначают места сколов, вмятин и других повреждений.
Этап 4. Выбор и анализ автомобиля перед покупкой
Главные параметры при выборе – год выпуска, пробег и оценку состояния. Наилучшим выбором считаются машины с оценкой не ниже 4 и пробегом до 100 000 км. С годом выпуска все сложнее: обычная схема «чем новее, тем лучше» здесь не работает.
В РФ действуют грабительские пошлины на ввоз машин младше трех лет: на таможне возьмут около половины стоимости автомобиля. Слишком старых машин на аукционах не бывает, но на всякий случай предупреждаем: в РФ запрещен ввоз автомобилей старше 2007 года выпуска. Выбирать лучше модели в возрасте 3-5 лет.
В 2022 году Япония ввела ограничения на продажу авто в Россию. Подробно о том, какие машины можно привезти из Японии читайте по ссылке.
Сравнивать цены можно с помощью аукционных агрегаторов и архивов продаж, где доступны данные о стоимости аналогичных моделей. Дополнительные фото и отчеты о состоянии можно найти через аукционные системы или запросить у посредников.

Этап 5. Как делать ставки и участвовать в торгах?
На каждом аукционе свои правила, есть даже такие, где торгов не проводится вовсе. Но это все же экзотика и большинство машин для России покупается на обычных аукционах, где покупает тот, кто предложит лучшую цену.
Повышение цены происходит шагами по 3 или 5 тысяч йен. Лучше всего делать ставки ближе к завершению торгов, чтобы избежать лишнего поднятия цены. На некоторых аукционах действует система, при которой каждый покупатель предлагает свою цену, не видя других предложений, а продавец просто выбирает самую высокую.

Сайты аукционов доступны только на японском языке, поэтому участвовать в торгах напрямую не получится. Российские сайты-посредники решают эту проблему. Обычно покупатель выбирает авто и называет максимальную цену, которую готов за него заплатить, а непосредственно в торгах участвует специалист сайта.
Когда лот выигран, необходимо внести оплату в заранее оговоренный срок. Обычно это 3 дня. Если опоздать с оплатой, система оштрафует за ложный выкуп, поэтому все агрегаторы всегда берут залог в размере 30-50 тысяч рублей, который потом идет на оплату авто.
Этап 6. Оплата автомобиля
Для оплаты необходимо иметь на счете сумму, включающую стоимость автомобиля, аукционный сбор и комиссию сайта-посредника. Оплата производится банковским переводом в течение 2-5 рабочих дней. После этого покупатель получает подтверждение сделки и договор купли-продажи.
Сейчас, в 2025 году, для перевода в Японию потребуется счет в иностранном банке или посредник, у которого есть такой счет. Важно учитывать и возможные комиссии за международные переводы, которые могут составлять от 1 до 3% от суммы платежа.
Этап 7. Организация доставки автомобиля в Россию
Доставка делится на три этапа: доставка в японский порт, морской путь во Владивосток и доставка по России до места назначения. Расскажем подробно о всех этапах перевозки автомобиля из Японии в Москву.
Доставка по Японии
Первый этап доставки – пригнать автомобиль в японский порт. Аукционы продают машины со всей страны, поэтому точную стоимость доставки по Японии назвать нельзя. Обычно она попадает в промежуток 20-40 тысяч рублей.

Доставка по морю
Когда машину привезли в порт, приходит очередь морских перевозчиков. До Владивостока автомобили везут на пароме. Паром проводит в пути всего 1-5 дней, но ходят они редко, поэтому ожидание доставки может занять несколько недель.
Стоимость доставки зависит от способа перевозки. Контейнерная доставка самая надежная. В контейнере автомобиль надежно защищен от всех воздействий среды. Но контейнер – удовольствие не из дешевых. Такая перевозка обойдется в 80 000 рублей.
RO-RO – метод перевозки при котором машины заезжают своим ходом на специально сконструированное для перевозки автомобилей судно. Этот способ гораздо дешевле, но считается менее надежным, потому что не гарантирует грузу защиту от внешней среды. В мире перевозка RO-RO используется в основном для грузовых автомобилей. Но путь из Японии занимает настолько мало времени, что большинство людей просто не видят смысла тратиться на контейнер.

Доставка по России
Когда машину приняли в порту, остается только довезти её до места назначения.
Поездом перевозить автомобиль дешево, но долго. В зависимости от габаритов авто, место на железнодорожном автовозе до Москвы обойдется от 80 до 100 000 рублей. Однако только погрузка на поезд занимает от 3 до 7 дней, а время в пути, с учетом всех остановок, легко растягивается до месяца.
Гораздо быстрее доставляет автовоз по трассе. Во Владивостоке работает множество компаний, организующих автомобильную перевозку машин, поэтому ждать отбытия обычно не приходится вовсе. Едет автовоз коло двух недель. Но за скорость придется заплатить. Место на автовозе обойдется от 140 до 180 тысяч рублей в зависимости от габаритов автомобиля.
Этап 8. Постановка на учет в России
Как мы уже писали выше, на ввоз в Россию автомобилей моложе трех лет установлена запретительная пошлина. Растаможить двухлетнюю машину обойдется в 30% стоимости. Для трехлеток и старше пошлина рассчитывается исходя из цены и объема двигателя автомобиля. В сети полно калькуляторов таможенных выплат, в которых достаточно ввести цену, возраст и объем движка, чтобы получить точную сумму.
Для условного авто с двухлитровым двигателем, возрастом 3 года и ценой на японском аукционе 1 миллион рублей пошлина составит около 500 000 рублей.
Для растаможки требуются следующие документы:
- договор купли-продажи;
- ПТС;
- паспорт покупателя автомобиля;
- СНИЛС;
- ИНН на бланке;
- Документы, подтверждающие установку ЭРА-ГЛОНАСС;
- СБКТС;
- квитанция об уплате утилизационного сбора.
Порядок растаможки настолько сложен, что самостоятельно его пройти не получится. Обычно подготовку документов доверяют таможенному брокеру. Такая процедура стоит примерно 30 000 рублей. При выборе посредника для покупки будет правильно обговорить растаможку заранее.
После уплаты всех платежей автомобиль можно поставить на учет в ГИБДД и пройти сертификацию.
Заключение
Покупка автомобиля с японского аукциона – выгодное мероприятие, позволяющее сэкономить до 30% стоимости по сравнению с российским рынком. Минусов здесь тоже немало. Необходимо разобраться во множестве правил и тонкостей, а весь процесс от заказа до первой поездки может растянуться на 2-3 месяца.
Разобраться в правилах поможет наша инструкция. Но самому поехать в Японию, чтобы лично заказать и перегнать автомобиль вряд ли получится, поэтому самый важный выбор – не лот аукциона, а посредник. Выбирайте большие и надежные фирмы, которые работают как минимум 5 лет. У новых фирм может быть дешево, но немного переплатив, вы защитите себя от обмана.
Договор с посредником лучше оформлять в присутствии профессионального юриста, который удостоверится, что в договоре пошагово отражен весь процесс покупки авто. А если все же столкнулись с обманом, не бойтесь идти в суд.